Как закрыть ООО самостоятельно

Время на чтение: 6 мин.

Любая фирма в конечном счете может быть ликвидирована. От обстоятельств и особенностей дела будут зависеть сложность и длительность процедуры. Поэтому перед тем, как ликвидировать ООО самостоятельно, стоит изучить данный вопрос и уточнить конкретный порядок действий.

Пошаговая инструкция по самостоятельному закрытию ООО

Закрыть ООО самостоятельно вполне возможно. Однако потребуются некоторые навыки и знания, чтобы оформить все должным образом.

Так, чтобы ликвидировать Общество своими силами, нужно будет пройти следующие этапы:

  1. Принятие решения о прекращении деятельности фирмы. Особенности оформления зависят от того, сколько учредителей в организации – один или более. Один учредитель принимает решение, несколько – собирают собрание и составляют протокол, в котором отражаются результаты голосования.
  2. Подать заявление в ФНС. Существует специальная форма заявления, которую нужно будет соблюдать. Нарушение данного правила влечет отказ в ликвидационных действиях.
  3. Сделать публикацию сведений о ликвидации и направить уведомления кредиторам. Все контрагенты должны иметь возможность заявить свои требования, которые будут удовлетворяться в процессе ликвидации.
  4. Решить вопрос с сотрудниками. Они должны знать о том, что фирма закрывается. У граждан должны быть возможности найти новую работу, поэтому сведения подаются еще и в Службу Занятости.
  5. Составить промежуточный ликвидационный баланс. Он отражает имущество и долги фирмы, чтобы было понятно, возможна ли добровольная ликвидация или придется прибегать к банкротству (подробнее о процедуре банкротства ООО читайте в нашей статье >>).
  6. Выплатить имеющиеся долги. Суммы перечисляются в соответствии с установленной очередностью.
  7. Составить окончательный ликвидационный баланс. Он отражает, с каким имуществом фирма будет прекращать свою деятельность.
  8. Обратиться в ФНС с заявлением о завершении процедуры ликвидации.

После этого останется только забрать документы, подтверждающие факт прекращения регистрации Общества.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации всегда начинается с принятия соответствующего решения. Если учредитель один, то он составляет документ единолично. Если несколько, то требуется оформление документа в виде протокола собрания.

В тексте указывают:

  • факт принятия решения о ликвидации организации;
  • утверждение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Данную должность может получить как сам учредитель или директор, так и совершенно сторонние граждане;
  • установление порядка ликвидации, а также срока проведения мероприятий. Максимальный период должен составлять до одного года.

Какой-то специальной формы данной документации не существует. Важно, чтобы она содержала указанные сведения, а также реквизиты организации и всех участвующих лиц. Остальное оформляется в свободной форме.

Последующие действия

Следующий шаг – это направление уведомления в ФНС. Сделать это нужно заявлением по форме Р15001 в течение трех дней с даты принятия обществом соответствующего решения.

Заявление обязательно должно быть заверено у нотариуса. В противном случае ФНС не примет его и не начнет необходимые для ликвидации процедуры.

К уведомлению прикладывается протокол собрания.

Если заявление Р15001 будет направлено с задержкой, в отношении фирмы может быть вынесен штраф на сумму до пяти тысяч рублей.

В течение пяти дней после подачи заявления ФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что фирма начала ликвидационные процедуры. Эти сведения будут доступны любым лицам без исключения.

Далее нужно уведомить о ликвидации кредиторов, направив им уведомления. Помимо прямого обращения, нужно сделать публикацию в «Вестнике государственной регистрации».

Специальной формы уведомления нет. Это можно сделать любым способом. Главное, чтобы из текста документа было понятно, что конкретная фирма планирует прекращение существования, и у контрагентов имеется срок для предъявления претензий.

Решение вопроса с сотрудниками

Очевидно, что фирма, которая будет ликвидироваться, не должна на момент прекращения иметь сотрудников. Поэтому данный вопрос нужно решить заранее.

После публикации сведений в Вестнике, нужно представить всем работникам уведомления. Далее возможны два варианта:

  • увольнение по соглашению сторон;
  • увольнение в связи с ликвидацией.

Уведомление должно быть направлено и в Службу Занятости. Главное, чтобы это было сделано не позже, чем за 2 месяца до фактического прекращения трудовых отношений.

Если увольнение считается массовым (от 15 граждан), то Службу Занятости нужно уведомлять за 3 месяца.

Сотрудникам выплачивается выходное пособие, а также компенсация за неиспользованные отпуска.

Подготовка промежуточного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется с целью фиксации имущества и долгов фирмы. Это нужно сделать после того, как кредиторы выставят свои требования.

Специальной формы документа нет. Но он обязательно должен содержать ряд сведений:

  • об организации и ликвидаторе;
  • о составе имущества фирмы, которая подлежит ликвидации;
  • о требованиях контрагентов, которые были предъявлены;
  • о прочих обязательствах фирмы.

Баланс утверждается учредителями. Далее он подается в ФНС вместе с заявлением Р15001.

Погашение долгов фирмы

Погашение долгов фирмыПроще всего закрыть фирму без долгов. Тогда процедура сокращается на минимально возможный срок. Сделать это с долгами тоже можно. Но организация, которая не сможет выплатить все суммы, вынуждена будет проходить через банкротство, что существенно усложняет процедуру.

Существует установленный законодательством порядок, который устанавливает очередность выплат:

  • сначала вносят суммы по компенсации морального вреда и вреда здоровью;
  • далее выплачивается заработная плата;
  • следом идут налоги и страховые выплаты;
  • напоследок выплачиваются оставшиеся суммы.

Если имеется недостаток активов, ликвидатор должен инициировать продажу имущества фирмы с торгов. При недостатке вырученных средств, начинается процедура банкротства.

Окончательный ликвидационный баланс

Окончательный баланс составляется тогда, когда будут выплачены все долги Общества.

Данный документ составляется в том же порядке, что и промежуточный. Он утверждается учредителем или на собрании членов общества, если их несколько.

Завершающие процедуры

В конце процедуры ликвидации нужно будет подать отчеты в некоторые органы:

  • в ПФР – о сотрудниках, которые были трудоустроены в процессе;
  • в ФНС – касательно страховых взносов;
  • в ФСС.

Дополнительно подается декларация, если использовалась УСН или ЕНВД, а также 6- и 2-НДФЛ.

После этого подаются документы в ФНС для окончательной ликвидации Общества. Среди них:

  • заявление по форме Р16001. Оно должно быть заверено у нотариуса;
  • окончательный ликвидационный баланс. Данный документ не имеет установленной формы, но составляется с соблюдением общих бухгалтерских требований. Он отражает имущество и финансовое положение фирмы, которая подлежит ликвидации;
  • квитанцию об оплате пошлины (размер в 2020 году составляет 800 рублей). Реквизиты можно получить в ФНС, в том числе на официальном сайте Налоговой Службы.

Если все будет сделано правильно, сведения о ликвидации фирмы будут внесены в ЕГРЮЛ.

После закрытия ООО, учредители должны распределить имущество, которое осталось вследствие выполнения всех необходимых процедур. Оно делится в соответствии с имеющимися долями. Если объекты неделимы и достижение соглашения невозможно, оно продается с торгов.

Можно ли не закрывать ООО

Закрытие ООО требует ряда навыков и расходов. Некоторые учредители предпочитают не делать этого. Есть два варианта:

  1. Уволить всех сотрудников, не проводить никаких операций. Останется одна обязанность – сдавать нулевые отчетности.
  2. Просто прекратить деятельность. Тогда Налоговая сможет инициировать ликвидацию по своему усмотрению.

Второй вариант имеет некоторые последствия для учредителей и директора. Им будет затруднительно получить кредит, а в течение трех лет нельзя будет открывать новое ООО.

Подведем итоги

Ликвидацию ООО можно провести и самостоятельно. Для этого требуется выполнить ряд последовательных действий в установленном порядке. Однако необходимы юридические и бухгалтерские навыки, знание процесса. Ошибки могут обойтись слишком дорого. При наличии сомнений, рекомендуется выяснить этот вопрос у специалиста или в правовых нормах.

Приложение

Скачать форму Р15001 в формате PDF

Скачать форму Р16001 в формате PDF

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд11 голосов
Загрузка...
Бесплатный вопрос юристу

Другие статьи по теме

Оставить комментарий

Adblock
detector